ПНПО

 

1. Выступление Владимира Путина перед политической элитой страны в Кремле 5 сентября 2005г.

 

2. Выступление Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в Кремле 5 сентября 2005г.

 

3. Приоритетный Национальный Проект «Образование». (доклад зам. Директора Департамента госполитики в образовании И.М.Реморенко)

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 15 ноября 2005 года № 609-ра г. Владивосток  Об организации работы по реализации в Приморском крае приоритетных национальных проектов

5. Приложение к приказу № 46 от 07 марта 2006 года  «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»

6. Сетевой план. Для просмотра потребуется  Acrobat Reader.     Скачать 179 кб (setplan.pdf)

7. Примерное содержание критериев конкурсного отбора и способы их измерения для ОУ

8. Заключительное слово на заседании Государственного совета В.В.Путина  «О развитии образования в Российской Федерации» 24 марта 2006 года, Москва, Кремль

9. Стенографический отчет о заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» от 24 марта 2006 года Скачать 51 кб (st240306)

10. Указ президента РФ № 324 от 6 апреля 2006 года и положение "О денежном поощрении лучших учителей" Скачать 4 kb (324)

11.Указ президента РФ № 325 от 6 апреля 2006 года "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" Скачать 3 kb (325)

12. Пакет документов (14 шт.) необходимый для участия в конкурсе "Лучший учитель" Скачать 72 kb (l_uchit_06.zip)

13. Участие школ Уссурийского городского округа в реализации ПНПО Скачать 4 kb (pnpo_us.zip)

14. Список претендентов Уссурийского городского округа на премию Президента "Лучший учитель" Скачать 4 kb (pr_l_uch.zip)

15. Дополнения и разъяснения  к  критериям   конкурсного отбора общеобразовательных учреждений,  внедряющих инновационные образовательные программы. Скачать 35 kb (metrec.zip)

16. Сроки пошаговых мероприятий  по проведению конкурса  лучших учителей. Скачать 4 kb (sroki_l_u.zip)

17. Обновленный перечень документов и бланк заявки по  конкурсу школ (ПНПО). Скачать 7 кб (pd.zip)


"Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России"

"Российская газета" публикует полный текст выступления Президента РФ Владимира Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета

Дата публикации 7 сентября 2005 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Основной целью нашей с вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России.

Я собрал вас сегодня для того, чтобы обсудить вопросы создания новых механизмов для решения именно этой задачи. Время встречи тоже выбрано не случайно. Мы встречаемся после того, как на основе положений ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию Правительство Российской Федерации подготовило и направило в парламент проект бюджета на 2006 год. Не буду сейчас вдаваться в детали, в подробности, отмечу лишь наиболее существенное для сегодняшней нашей встречи.

Рост непроцентных расходов запланирован почти с ростом в 24,4 процента. В реальном выражении это будет означать рост в 14 процентов. А рост экономики планируется только на 5,8 процента. Правительству в целом тем не менее удалось сбалансировать проект бюджета по макроэкономическим показателям. Но это стало возможным не в последнюю очередь за счет хорошей внешнеэкономической конъюнктуры. Прошу вас это учитывать при дальнейшей работе над бюджетом и воздержаться от таких решений, которые могли бы создать серьезные проблемы для развития России в будущем. Уверен, вы понимаете, что я имею в виду: мы можем тратить только столько, сколько зарабатываем. Если мы воспользуемся внешнеэкономической конъюнктурой, хорошей для нашей страны сегодня, влезем в долгострой на десятки лет вперед, все вы прекрасно понимаете или должны понимать, что это будет означать, в случае изменения этой конъюнктуры необходимо либо снова залезать в долги, для того чтобы завершить начатые проекты, либо резко и болезненно сокращать расходы.

Давайте будем думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем нашей с вами страны. Вместе с тем убежден: сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Напомню, за последние пять лет экономика России выросла почти на 40 процентов. Проводимый курс обеспечил макроэкономическую стабильность. Есть и неплохие сдвиги в развитии социальной инфраструктуры, в увеличении доходов населения.

Но, будем откровенны, цифры экономического роста еще для очень многих людей в стране остаются пока абстрактными. Нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и потому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам.

Конечно, еще совсем недавно мы говорили о том, что за чертой бедности у нас живет более 30 миллионов человек. Сдвиги есть, они очевидные, позитивные. Но мы понимаем, что и 25 миллионов - это огромная цифра. Об остроте этих проблем и путях их решения говорилось в посланиях 2004 и 2005 годов, говорилось как о единой программе наших действий на ближайшую перспективу. Эта программа реализуется, но, думаю, вы со мной согласитесь, крайне медленно.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Мы много раз возвращались к этой теме. Считаю необходимым вернуться к этой проблеме еще раз.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Прежде всего о мерах в области здравоохранения.

Будем откровенны, о его состоянии люди судят по тому, как их принимают и как им помогают в конкретном фельдшерском пункте, поликлинике либо больнице. Надо признать, что положение дел здесь далеко не благополучно. Его нужно коренным образом менять. Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения. Мы обязаны существенно снизить распространенность инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и других, ввести новые программы медицинского обследования новорожденных.

Что у нас произошло в 1991 году? Мы формально и окончательно передали в муниципалитеты вот это самое первичное звено. Но там не было ни умения самостоятельно решать ряд важнейших вопросов, не было и до сих пор отсутствует правовая база, и, самое главное, там не было и до сих пор нет нужного количества денег. Только сейчас мы с вами говорим о разделении полномочий в рамках здравого смысла и с обеспечением необходимым финансированием. И то до сих пор эту работу не довели до конца. Я прошу Правительство и всех, кто этим занимается, эту "бодягу" как можно быстрее заканчивать, как можно быстрее.

И вот в результате такого положения дел из года в год ситуация в первичном звене здравоохранения постепенно, но уверенно ухудшалась. И нужно прямо признать, что муниципальная сеть здравоохранения находится сейчас в плачевном состоянии. И предлагаю сегодня говорить о проблемах не в общем виде, а предельно конкретно. И нужно прямо и честно сказать: без нашей помощи никакие новации там будут невозможны. Нужно это звено здравоохранения - первичное здравоохранение - поддержать с федерального уровня.

В ближайшие два года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения. У нас их чуть больше, около 17,5 тысячи, но разница - это ведомственная сеть.

В начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи. Хочу подчеркнуть: не до 10 и до 5 тысяч, а на 10 и на 5 тысяч, то есть плюсом к тому, что есть.

Надо обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики. Следует серьезно обновить и автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Особая проблема - это доступность высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, ряде других важнейших областей и прежде всего их использование при лечении детей.

Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в регионах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток.

На решение обозначенных выше задач предлагаю направить существенные средства федерального бюджета. При этом сразу же обращаю внимание на необходимость того, чтобы планы были сжатыми и совершенно конкретными. Современные строительные технологии, технологии оборудования медицинской части позволяют сделать это в кратчайшие сроки. За два года мы в состоянии решить эту проблему. И работу эту нужно начинать сейчас, прямо сейчас.

Вместе с тем проблемы здравоохранения не могут быть решены только за счет новых финансовых вливаний. Нам нужны решительные продуманные шаги по системной модернизации отрасли, и здесь нужно вести продуктивный диалог, в том числе с медицинским сообществом.

Следующий вопрос - это создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы. Этой программой будут охвачены несколько десятков вузов и тысячи школ страны. За этот же период еще как минимум 20 тысяч школ должны получить доступ к Интернету. К 2008 году количество таких школ должно составить более 30 тысяч - более половины всех школ Российской Федерации. При этом должны активно внедряться современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения. У военнослужащих срочной службы должна быть возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, а у контрактников должна быть возможность готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Прошу решить вопрос о создании в 2006-2007 годах на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов в Южном и Сибирском федеральном округах, а также об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Мы рассчитываем, что региональные власти и частные инвесторы также проявят интерес к участию в подобных проектах. При этом хочу отметить: это должны быть совершенно новые, качественно новые учебные заведения и центры подготовки, на самом современном уровне. Надо существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Работа в российских университетах должна быть привлекательной и для высококвалифицированных специалистов, в том числе для иностранных и особенно для наших соотечественников, работающих сейчас за рубежом. Для того чтобы поддержать инициативную, способную, талантливую молодежь, будет учреждено не менее 5 тысяч индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов.

Нельзя забывать: добротная, первоклассная подготовка студентов и аспирантов - это необходимое условие развития фундаментальной науки. Нужно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой.

В августе мною были даны поручения по повышению оплаты труда работников Российской академии наук. При некотором сокращении количества бюджетных ставок в течение 2006-2008 годов ежемесячная заработная плата квалифицированных научных сотрудников в среднем должна вырасти до 30 тысяч рублей, при этом заработная плата молодого поколения исследователей, от которых во многом зависят перспективы и динамика развития российской науки, должна увеличиться наиболее ощутимо.

Низкая зарплата педагогов - это одна из ключевых проблем российской школы. Напомню, что уже принято принципиальное решение об увеличении заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении в течение ближайших трех лет. Здесь произошли те же самые проблемы, что и в здравоохранении при передаче всего и вся на муниципальный уровень без соответствующего обеспечения.

Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания. В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Наряду с этим целесообразно установить и дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. Это в целом около одного миллиона учителей. Мы должны помнить, что воспитание школьников - это важнейшая часть работы педагога, требующая от него большой отдачи. Предлагаю также учредить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны.

Уважаемые коллеги!

Теперь о жилищной политике и о жилищных проблемах. От качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей. Наша задача к 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. По отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть. Для этого в бюджетах всех уровней прежде всего нужно выделить средства на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство. Я подчеркиваю: именно из бюджетов всех уровней.

В последнее время много говорится об ипотеке. Однако на практике делается еще явно недостаточно. Прошу завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Поручаю Правительству Российской Федерации разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, а также значительно, значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, предоставив ему серьезные государственные гарантии.

Обращаю внимание Правительства на исполнение нового законодательства об обеспечении жильем военнослужащих. Работа затянулась. В месячный срок должны быть согласованы все требуемые документы и обеспечено полноценное функционирование накопительной ипотечной системы. Мои контакты с военнослужащими показывают, что они об этом почти ничего не знают. Нужно наладить информирование должным образом.

В целом проблемам военнослужащих, сотрудников правоохранительной системы должно постоянно уделяться особое внимание. Эти люди выполняют задачи по обеспечению безопасности граждан и государства, и вопросы их социального обеспечения должны решаться существенно более высокими темпами, а предлагаемые меры - учитывать специфику службы в армии, в иных силовых структурах и при этом находиться в общей логике наших действий по повышению качества жизни граждан России.

Особый вопрос - значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей. Надо помочь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе. Рассчитываю здесь на заинтересованное участие региональных и местных властей. Практика, положительная практика такой работы имеется. В гораздо больших объемах должны исполняться государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан. Необходимо навести порядок с тарифами на наиболее востребованные и социально значимые услуги, которые регулируются местными органами власти. Речь прежде всего идет о тарифах на общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и связь. Право определять размеры тарифов в этих сферах нужно, конечно, предоставлять органам субъектов Федерации, но не выше пределов, установленных федеральным Правительством, чтобы не было в этой сфере никакой вакханалии.

Поручаю Правительству подготовить поправки в законодательство, а региональным властям предметно заняться демонополизацией ЖКХ, системы общественного транспорта и связи. Одной монетизации здесь недостаточно. Знаю и помню, как многие губернаторы говорили, что еще немного, еще два-три года максимум - и транспорт полностью развалится. Да, какие-то средства сейчас стали поступать в транспортную систему. Повторяю, этого недостаточно. Нужно проводить структурные изменения в этих отраслях, иначе без конкуренции по-прежнему будут расти только цены и тарифы, но не качество и не разнообразие самих услуг.

Еще один принципиальный вопрос - газификация. Поддерживаю инициативу компании "Газпром" по реализации масштабной программы газификации страны. В нее должно быть вложено не менее 35 миллиардов рублей в ближайшие три года. Такая программа особенно необходима сельским территориям страны. При этом улучшение жизни на селе, развитие агропромышленного производства считаю, безусловно, приоритетным.

Сегодня в сельском хозяйстве доля лиц, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, наиболее высока. Бедность и отсутствие работы ведут к потере жизненных ориентиров, способствуют распространению пьянства и других пороков. Вместе с тем опыт многих агрохозяйств уже свидетельствует: российское село может и должно быть экономически успешным и инвестиционно привлекательным. И нам уже удалось добиться значительных успехов в производстве зерна. Из импортера Россия стала его экспортером. В последнее время у меня было много встреч с работниками агропромышленного комплекса. Я разделяю полностью их мнение о необходимости дополнительной поддержки сельхозпредприятий, в том числе крестьянских и подсобных хозяйств, обратив сегодня особое внимание на создание условий для развития животноводства. Сельхозпредприятия должны получить реальный доступ к кредитным ресурсам. Из федерального бюджета нужно выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок. В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков.

Надо стимулировать создание заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, а также производств по переработке сельхозпродукции, кредитных кооперативов. Это должно позволить существенно увеличить объем производства и покончить с монополизмом перекупщиков, а значит, повысить доходы самих производителей сельхозпродукции.

В федеральном бюджете прошу предусмотреть дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам сроком до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Те, кто работает на селе, и те люди, с которыми я встречался и которым вполне можно доверять, имея в виду их результаты в практической деятельности, просят как раз об этом. Полностью их поддерживаю.

Значительные ресурсы следует выделить на развитие сельхозлизинга. Это должно позволить стране в течение двух лет поставить десятки тысяч голов племенного скота, а также технику и оборудование для животноводства.

Требует совершенствования практика таможенно-тарифного регулирования при определении квот на продовольствие. Действовать, конечно, при этом нужно аккуратно, не создавая дефицита на рынке продовольствия. Соответствующие поручения мною уже даны.

Кроме того, считаю целесообразным отменить ввозные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. Да и в целом полагаю, что Правительству необходимо решить вопрос о существенном снижении, а в отдельных случаях и отмене ввозных пошлин на импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов и для других отраслей, обеспечив тем самым ускоренное технологическое перевооружение российской экономики и науки. Наполняемость бюджета у нас, вы знаете, хорошая. И здесь субстантивные моменты развития нашей экономики должны уступить место текущим вопросам фискального характера.

Уважаемые коллеги!

Работа над реализацией национальных проектов, которую мы начали два года назад, не может исчерпываться только вышеперечисленными мерами. Повторю: надо продолжить системную модернизацию здравоохранения, образования, жилищной сферы. И здесь я рассчитываю на конструктивное сотрудничество всех ветвей власти.

Проект федерального бюджета на 2006 год уже внесен в Думу. Обращаюсь к парламентариям и членам Правительства. Важно сохранить уже взятый хороший темп бюджетного процесса. В ходе дальнейшей работы прошу акцентировать внимание на обозначенных приоритетах. Ход этой работы намерен постоянно держать в поле зрения. Для этого будет создан совет по реализации приоритетных национальных проектов, деятельность которого буду контролировать лично. Считаю, что в его состав могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил. В работе совета должны принять участие экспертные и деловые круги. И прошу Администрацию подготовить соответствующие предложения.

В заключение хотел бы подчеркнуть: концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. Проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Я уже говорил на одной из встреч: у нас не должно быть бюджетопроедания. Но это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России. В этом абсолютно убежден.

Источник - официальный сайт Президента РФ

 


Выступление Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в Кремле 5 сентября 2005г.


Сегодня в России все понимают, что перемены в образовании и науке крайне необходимы, причем эти перемены должны быть неразрывно связаны. Часть поручений, прозвучавших в докладе Президента, уже сегодня реализуются в некоторых субъектах федерации. Так в Тюменской, Самарской и Ярославской областях, Красноярском крае, республике Чувашии, ряде других регионов перешли к нормативному финансированию, ввели новые системы оплаты труда учительства.

Крайне важно, чтобы одновременно с позитивными изменениями во всей сфере образования, делалась ставка на лидеров. Ведь качество образования, главным образом, зависит от конкретных учителей и директоров школ, ректоров, профессоров, руководителей научных школ.

Вузы, ориентированные на нововведения, должны стать образцом системных изменений в образовании и науке, взять на себя ответственность за лидерство. Для этого им нужно предоставить не только дополнительное финансирование, но и больше свободы в определении содержания образовательных программ. Очень важно, что такие вузы в России есть. При этом должна возрасти степень ответственности руководителей вузов перед государством и обществом, и причем ответственность формализованная.

Также мы намерены более требовательно относиться к тем вузам, которые дают поверхностное образование, обманывают по сути дела и государство, и студентов. Поэтому мы ужесточаем государственный контроль за использованием государственных ресурсов (несколько филиалов вузов как государственных, так и частных уже закрыто, и это только начало).

Также необходимо подчеркнуть, что при отборе инновационных вузов и школ особое внимание должно быть уделено внешней оценке качества образования с участием представителей деловой среды, экспертного и научного сообществ. Влияние гражданских институтов на качество образования, готовность учебных заведений к переменам, безусловно, должно возрастать. Работающие сегодня в школах, в других образовательных учреждениях попечительские, наблюдательные и управляющие советы, а их сейчас уже несколько тысяч, показали свою дееспособность и позволили привлечь в образование существенные дополнительные ресурсы.

Мы понимаем, что все эти меры будут эффективны только в случае, если удастся вовлечь молодежь. Шаги по интеграции науки и образования, которые сегодня начаты образовательным и академическим сообществом, направлены в первую очередь на повышение практичности образовательных программ и привлечения молодежи в фундаментальную науку.

И, конечно, ключевой фигурой в любых имениях был и остается учитель.

Наряду с поощрением лучших учителей, которые будут поддержаны на региональной уровне, принципиально важной является дополнительная мотивация классных руководителей. Сегодня учителя получают надбавку за классное руководство (как правило, 10% от тарифной ставки, что составляет 110-250 руб.), в ряде регионов установлена дополнительная оплата (в г. Москва 25% - до 1000 руб., Ярославская область от 10% до 25% - до 500-900 руб.). Повышение оплаты труда классных руководителей вне зависимости от их базовой ставки - это, в том числе, мера, которая позволит привлечь молодых учителей в школу.

Меры, предложенные в докладе Президента, позволяют обеспечить качественное ускорение процессов модернизации, развития образования и науки. Конечно, это возможно только при согласованных действиях федеральных властей, региональных и муниципальных органов управления и, главное, гражданских институтов, которые общими усилиями должны построить лучшие образцы образования будущей России, обеспечить развитие единого образовательного пространства страны.


 

Приоритетный Национальный Проект «Образование».

Ключевые действия в рамках реализации приоритетного

национального проекта "Образование" (ПНПО)

в расчете до 20 января 2006 года

(доклад зам. Директора Департамента госполитики в образовании И.М.Реморенко)

 

Дорогие коллеги, отрадно, что ровно год назад на заседании Правительства РФ были одобрены приоритетные направления развития образовательной системы РФ. И сейчас мы приступаем к их реализации, имея существенный ресурс для поддержки тех, кто наиболее настроен на изменения в системе образования.

Приоритетный национальный проект "Образование" разработан таким образом, чтобы

- обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России;

- эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Для этого национальный проект предусматривает приоритетную государственную поддержку лидеров - образовательные учреждения и педагогов, чья деятельность наиболее отвечает современным социальным запросам. Выявить таких лидеров позволят открытые и прозрачные конкурсные процедуры с широким участием гражданских институтов.

В итоге должно способствовать открытости системы образования, обеспечению конструктивной общественной заинтересованности в модернизации российской школы.

Напомню основные составляющие ПНПО.

Первое. Стимулирование образовательных учреждений - вузов и школ, - активно внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационных программ в 2006 году на конкурсной основе получат гранты в размере до 500 млн. руб. не менее 10 вузов и поощрения по 1 млн. руб. 3 тысячи школ.

Второе - информатизация образования. Это направление включает:

- конкурсную закупку на федеральном уровне современных информационных образовательных ресурсов и их размещение на существующих образовательных порталах;

- поддержку общеобразовательных учреждений-пользователей информационных технологий путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет. За два года дополнительно к имеющимся получат выход в Интернет 20 тыс. школ. В рамках этого направления в региональные бюджеты поступят федеральные субсидии на закупку и установку компьютерного оборудования.

Третье направление - поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тысячам молодых людей - победителям всероссийских олимпиад и конкурсов будут выделяться именные гранты по 60 тыс. руб.

Четвертое. Расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В рамках этого направления приоритетного национального проекта "Образование" под руководством Минобороны России за два года в армии будут открыты 100 современных учебных центров.

Пятое направление - формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. В рамках этого направления при объединении действующих вузов и академических центров будут созданы новые университеты в Южном и Сибирском Федеральном округах. Цель их создания - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития названных территорий. Также будут открыты две бизнес-школы мирового уровня в Московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

Шестое. Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации будут направляться ежеквартальные субсидии из расчета 1 тыс. руб. в месяц на полнокомплектные классы, дифференцировано для городской и сельской местности.

И седьмое направление - поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации будут выбираться по 10 тыс. лучших учителей. Победители региональных конкурсов получат премии Президента России размером по 100 тыс. руб.

На сегодняшнем совещании мы подробно остановимся на поддержке школ, учителей, талантливой молодежи; обсудим вопросы доплат классным руководителям и механизмы информатизации образования.

По каждому из компонентов ПНПО на федеральном уровне разрабатываются первоочередные акты по реализации проекта. Речь идет о постановлениях Правительства Российской Федерации по поддержке инновационных образовательных учреждений, лучших учителей, способной и талантливой молодежи, классных руководителей. Также будут приняты распоряжения об открытии двух бизнес-школ и о создании университетов в Сибирском и Южном федеральном округах. Разрабатываются проекты указов президента Российской Федерации - "О ежегодном поощрении лучших учителей" и "О государственной поддержке способной и талантливой молодежи". К марту 2006 года все названные документы должны быть в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации.

Работа по обсуждению процедур реализации проекта велась максимально открыто, с привлечением профессионального сообщества и заинтересованных гражданских институтов. Предложения Минобрнауки России в начале октября опубликованы на нашем сайте и в СМИ (газеты Известия, Комсомольская Правда, Учительская, 1 сентября и др.). Состоялось большое число встреч, консультаций, до сих пор проходят проектные семинары, круглые столы, развернуты дискуссии в печати и в сети Интернет.

18 октября механизмы участия субъектов Федерации в проекте "Образование" рассматривались на заседании полномочных представителей Президента Российской Федерации. По их инициативе были организованы совещания с представителями органов образования в Центральном, Северо-Западном, Уральском федеральных округах. Запланированы совещания в других федеральных округах. По итогам обсуждений мы получили около 2000 разнообразных предложений. Существенная часть из них исходит непосредственно от профессионального сообщества и касается поддержки классных руководителей.

По итогам общественного обсуждения была изменена логика доплат классным руководителям. Преференции появились у сельских образовательных учреждений, которые объективно имеют меньшую наполняемость, чем городские школы.

Согласно проекту соответствующего постановления Правительства Российской Федерации доплата за воспитательную работу классного руководителя осуществляется в виде субсидий субъектам Федерации из расчета 1000 рублей на полнокомплектный класс.

Классные руководители классов наполняемостью 25 человек в городе и классов наполняемостью свыше 14 человек в сельской местности получат ежемесячно доплату в 1000 руб., а классные руководители в классах с меньшей наполняемостью - в зависимости от числа учащихся в классе. Министерством разрабатываются рекомендации по методике распределения субсидий в регионах.

В постановлении отмечается, что доплата за воспитательную работу классного руководителя из федерального бюджета в рамках национального проекта вводится дополнительно к действующим региональным и муниципальным надбавкам. И поэтому органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендуется не снижать надбавки за классное руководство, существовавшие ранее.

Аналогичным образом введены квоты по поддержке лучших учителей и школ.

Будут поддержаны по 1 учителю на 1 тыс. сельских школьников и по 1 учителю на 2 тыс. городских. При этом квоты будут уточняться в зависимости от динамики количества учащихся в регионах.

В ходе обсуждения была существенным образом преобразована и общая организационная схема поддержки школ и учителей. Обсуждались три варианта:

- проведение анкетирования;

- отбор на основе комиссий с участием чиновников;

- отбор на основе комиссий с участием представителей общественности.

В итоге был принят был третий вариант.

В каждом регионе основными участниками конкурсной процедуры являются:

1) заявители - общественные организации, органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Например, по отношению к школам, претендующим на государственную поддержку, заявителями могут выступать совет образовательного учреждения, управляющий или попечительский совет. По отношению к учителям - также методические объединения и профессиональные ассоциации;

2) совет по реализации проекта, который конкретизирует процедуру конкурса на региональном уровне. Решает вопрос о целесообразности создания муниципальных комиссий, выделении квот муниципалитетам и пр.;

3) один или несколько операторов - региональная организационная группа, а также (в зависимости от величины предоставляемых региону квот, реального управленческого потенциала региона), возможно, муниципальные орггруппы, выполняющие технологическое и организационное обслуживание конкурса.

4) эксперты - общественные институты, осуществляющие независимую оценку конкурсных материалов претендентов (профсоюз, попечители, работодатели, эксперты-научные руководители и т.п.).

 

Как работает организационный механизм?

1. Сначала организации-заявители направляют заявки в организационную группу.

2. Орггруппа проводит техническую экспертизу заявок по критериям участия.

3. Затем проводится экспертиза заявок с участием экспертных институтов.

4. После чего заявки возвращаются в организационную группу.

5. Заканчивается процедура формированием рейтинга с определением победителей согласно установленной на регион квоте.

При этом на федеральном уровне устанавливаются два типа критериев:

- "критерии участия" по принципу "да/нет" и

- "критерии отбора" победителей - качественные критерии для общественной оценки.

Порядок и критерии подробно описаны в соответствующих положениях. К "критериям участия" в конкурсе школ предлагается, в частности, отнести наличие

- юридического лица,

- самостоятельного баланса,

- органа государственно-общественного управления и др.

Среди "критериев отбора" школ:

- демократичность школьного уклада (это касается в первую очередь характера принятия решений, эффективности школьного самоуправления),

- позитивное отношение родителей, выпускников, местного сообщества, а также

- создание условий для разнообразной внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Ключевые "критерии участия" учителей - это:

- первая или высшая квалификационная категория,

- поддержка профессионального и родительского сообщества.

"Критерии отбора" учителей включают:

- применение современных образовательных технологий,

- востребованность авторского педагогического опыта, его обобщение и распространение учителем.

Схема конкурсного отбора инновационных вузов строится на тех же принципах:

- публичность, открытость и прозрачность конкурсных процедур,

- широкое участие профессионального сообщества и гражданских институтов,

- допуск к конкурсу по критериям участия и общественно-профессиональная экспертиза по критериям отбора.

Среди основных критериев поддержки вузов зафиксированы вовлеченность в программы регионального развития, подготовка специалистов для местной промышленности и бизнеса, причем по перспективным, прорывным направлениям.

В качестве основополагающих показателей при отборе учебных заведений определены:

- наличие в вузе эффективной инновационной инфраструктуры, интегрированной в экономическое пространство региона;

- участие в масштабных проектах. Всякий вуз, претендующий на участие в конкурсе, должен быть своего рода "локомотивом", обеспечивающим институциональные изменения, формирующим новые направления деятельности и новые рынки;

- применение в учебном процессе современных образовательных технологий, достойное качество учебного процесса, а также система управления вузом, отвечающая современным реалиям;

- активная международная деятельность, участие в программах обмена. Инновационные вузы должны быть активными субъектами миграционной политики, способствовать привлечению учащихся из ближнего и дальнего зарубежья, обеспечивать их адаптацию.

Какой вклад в реализацию ПНПО ожидается от субъектов федерации? Прежде всего необходимо:

- Создать Региональный совет по ПНПО. Возможно, под председательством губернатора, в рамках общего совета по приоритетным национальным проектам с участием уважаемых людей в сфере образования, культуры, бизнеса и т.д.

- Создать региональную организационную группу, выбрать организацию-оператора ПНПО. Средний состав группы - 7-10 человек. В их числе:

- руководитель и заместитель орггруппы;

- специалист по внедрению информационных технологий;

- специалист по финансовым вопросам;

- специалист по нормативному правовому регулированию;

- три офис-менеджера.

Среди ближайших задач совета по ПНПО следующие:

1. Доопределить процедуры отбора инновационных школ и учителей, в том числе решить вопрос о необходимости создания муниципальных комиссий; о деятельности экспертных организаций (их перечень, механизмы вовлечения общественности и пр); о максимальном балле ("весе") критериев отбора.

2. Определить перечень общеобразовательных учреждений для поставки компьютеров.

3. Рассмотреть вопрос о доведении средств до их получателей. В частности, конкретизировать методику "доведения денег" до классных руководителей в предлагаемой логике наполняемости классов.

Среди ближайших задач организационной группы следующие:

1. Вникнуть в содержание работ и установить контакты с федеральным центром (сводная группа министерства и организация - оператор).

2. Оформить собственный сетевой план.

3. Известить муниципалитеты о процедурах отбора школ и учителей, о порядке осуществления доплат классным руководителям.

4. Выставить на сайт информацию о подготовке региона к реализации ПНПО.

5. Создать "офис" орггруппы: кабинет, телефон, факс, электронная почта и пр.

6. Определить делегатов на учебу организационых групп в январе-феврале в количестве 2 человек.

Мониторинг реализации ПНПО включает в себя три основные части:

1. Мониторинг готовности участников к осуществлению проекта. Необходимо, чтобы все документы были своевременно приняты, а подготовительные мероприятия проведены.

2. Контроль за ходом выполнения процедур реализации проекта. Здесь важно, чтобы все обозначенные ранее обязательства выполнялись в соответствии с подписанными соглашениями и контрактами.

3. Мониторинг основных и промежуточных результатов проекта, который предполагает анализ достижения всех промежуточных и итоговых показателей.

Мониторинг готовности предполагает, прежде всего, анализ подготовки нормативно-правовых документов. В проведении мониторинга будет задействованы контрольно-счетные органы, федеральные инспекторы, в случае необходимости генеральная прокуратура.

Основной механизм мониторинга хода выполнения процедур проекта - выездные комплексные инспектирования.

В марте-апреле 2006 года будет организован контроль за тем, как проходят конкурсы, осуществляются необходимые выплаты и закупки в 40-50 субъектах РФ.

В ходе инспектирования в каждом конкретном субъекте Федерации будет рассматриваться:

- как действует региональный совет по реализации проекта (кто входит в его состав, как проходят заседания, какие решения принимаются, как обеспечивается контроль за их исполнением);

- какие условия созданы для работы организационной группы при региональном совете, укомплектована ли она квалифицированными специалистами;

- как осуществляется информирование об условиях участия в проекте, ходе его реализации, а также о самих участниках;

- соблюдаются ли утвержденные на федеральном уровне порядок и критерии отбора лучших учителей, инновационных школ, талантливой молодежи;

- какие организации определены в качестве экспертных (важно, чтобы это были действующие, имеющие авторитет в обществе, независимые гражданские объединения, охватывающие различные сферы общественных интересов).

Для повышения эффективности и прозрачности процедур контроля будут использованы информационные технологии. Предполагается, что сайт приоритетного национального проекта "Образование" будет содержать не только еженедельно обновляющуюся информацию о ходе реализации проекта в регионах России, но и позволит обеспечить диалог всех основных участников национального проекта. На сайте будет размещена информация гражданских институтов, участвующих в проекте, опыт работы инновационных образовательных учреждений и лучших учителей. Граждане смогут непосредственно обращаться в федеральный центр по различным вопросам реализации проекта. Это должно стать существенным дополнением к практике опросов и интервью, направленных на выявление мнения общественности о ходе реализации приоритетного национального проекта.

Мы полагаем, что совокупность указанных действий, сочетание процедур жесткого контроля и привлечения общественного внимания к приоритетному национальному проекту "Образование" позволят обеспечить своевременность выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации. И, в конечном счете, будут способствовать достижению основной цели - "существенному повышению качества жизни граждан России".

 


  

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

15 ноября 2005 года                                          г. Владивосток                                    № 609-ра__

 

 

Об организации работы по реализации в Приморском крае

приоритетных национальных проектов

 

 

На основании статьи 62 Устава Приморского края, в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17 октября 2005 года об организации контроля деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за реализацией приоритетных национальных проектов

1. Создать рабочую группу Администрации Приморского края по реализации приоритетных национальных проектов в Приморском крае и утвердить ее состав (прилагается).

2. Вице-губернаторам Приморского края, руководителям органов исполнительной власти Приморского края, осуществляющих полномочия в сфере образования, здравоохранения, строительства жилья, агропромышленного комплекса, обеспечить реализацию приоритетных национальных проектов в Приморском крае.

Информацию о ходе реализации приоритетных национальных проектов направлять департаменту организационной работы Администрации Приморского края ежемесячно до 25 числа отчетного месяца.

3. Департаменту организационной работы Администрации Приморского края (Скоробогатова) обеспечить организацию работы рабочей группы, обобщение информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов для предоставления Губернатору края, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

 

Губернатор края –

Глава Администрации Приморского края

С.М. Дарькин


Приложение

 

Утверждены

приказом Минобрнауки России

« 7   » марта 2006 г. №.46

 

ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ

конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее – общеобразовательные учреждения), внедряющих инновационные образовательные программы.

1.2. Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета Российской Федерации по итогам конкурсного отбора.

Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводится с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставления субсидий.

1.3. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

1.4. Ежегодно государственная поддержка предоставляется трем тысячам общеобразовательных учреждений.

1.5. Размер государственной поддержки составляет 1 млн. рублей каждому общеобразовательному учреждению.  

1.6. Общеобразовательное учреждение, победившее в конкурсном отборе, может претендовать повторно  на получение государственной поддержки не  ранее, чем через три года.

1.7. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при участии  Регионального совета или иного коллегиального органа по приоритетному национальному проекту «Образование» (далее - Совет) создают конкурсную комиссию и принимают решение о проведении при необходимости предварительного отбора на муниципальном уровне.

 

2. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений

 

Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (далее - Учреждения), осуществляется по следующим критериям: квалификационного отбора (далее - критерии участия) и конкурсного отбора (далее – критерии отбора).

Критерии участия и отбора являются фиксированными и обязательными.

2.1. Критерии участия:

Учреждение имеет самостоятельный баланс и государственную аккредитацию;

в Учреждении функционируют органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением;

в деятельности Учреждения не зафиксированы в течение трех последних лет нарушения образовательного и трудового законодательства Российской Федерации;

в Учреждении утверждена программа его развития;

Учреждение является методическим (ресурсным, опорным или социокультурным) центром для других образовательных учреждений, местного сообщества, муниципалитета или субъекта Российской Федерации по  одному или нескольким направлениям развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадкой федерального, регионального или муниципального уровня;

Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами;

в Учреждении имеется необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

Учреждение предоставляет учредителю и общественности ежегодный отчет, обеспечивающий открытость и «прозрачность» деятельности Учреждения, в том числе при наличии технической возможности через сайт в системе Интернет.

2.2. Критерии отбора:

высокое качество результатов обучения и воспитания;

эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе;

обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному процент обучающихся, не получивших в Учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.);

продуктивность реализации программы развития Учреждения (достижение целей программы развития образования в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;

сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления);

отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся;

позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению;

обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в Учреждении;

участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;

создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.

 

3. Порядок проведения конкурсного отбора Учреждений

 

Конкурсный отбор (далее – конкурс) Учреждений проводится в два этапа: первый этап – на основании критериев участия, второй этап – на основании критериев отбора.

 

Первый этап

 3.1. Выдвижение Учреждения производится советом общеобразовательного учреждения, попечительским советом, управляющим советом или другими органами самоуправления, указанными  в  уставе Учреждения.

3.2. Учреждения представляют в конкурсную комиссию следующие документы:

заявку органа самоуправления Учреждения на участие в конкурсе;

копии правоустанавливающих документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, устав Учреждения);

программу  развития Учреждения;

проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию программы развития Учреждения;

справку Учреждения, подтверждающую отсутствие нарушений образовательного и трудового законодательства Российской Федерации в течение последних трех лет, заверенную учредителем;

справку Учреждения, подтверждающую наличие необходимого оборудования для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, заверенную учредителем;

справку Учреждения, подтверждающую, что Учреждение является пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; методическим (ресурсным, опорным или социокультурным) центром, заверенную учредителем.

3.3. Экспертизу документов Учреждения, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка по критериям участия, осуществляет конкурсная комиссия.

3.4. Ко второму этапу конкурса по решению конкурсной комиссии допускаются Учреждения, представившие документы, указанные в пункте 3.2 Порядка, и соответствующие всем критериям участия.

 Второй этап

3.5 В соответствии с критериями отбора конкурсная комиссия организует экспертизу деятельности Учреждений, прошедших во второй этап конкурса.

Экспертиза результатов деятельности Учреждений по критериям отбора производится с учетом программы развития Учреждения.

3.6. Процедура экспертизы деятельности Учреждений и максимальный балл по каждому из критериев отбора (от 1 до 10) устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при участии  Совета и доводятся до сведения общественности.

3.7. Экспертиза деятельности Учреждений осуществляется с участием ассоциаций попечителей, выпускников, экспертов и научных руководителей общеобразовательных учреждений; советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования; территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки; профессиональных объединений работодателей, родителей и других общественных организаций (далее - общественные организации), определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации при участии Совета. Количество общественных организаций не может быть менее пяти.

3.8. На основании результатов проведенной экспертизы конкурсная комиссия формирует рейтинг Учреждений.

В случае, если по результатам проведенной экспертизы число отобранных Учреждений окажется больше соответствующей квоты, установленной субъекту Российской Федерации, то на уровне субъекта Российской Федерации проводится дополнительная экспертиза деятельности Учреждений, набравших одинаковое количество баллов. Порядок процедуры дополнительной экспертизы определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при участии  Совета.

3.9 Конкурсная комиссия на основании рейтинга в соответствии с квотой, установленной субъекту Российской Федерации, формирует список Учреждений-победителей конкурса и направляет его на рассмотрение Совета.

3.10. Список Учреждений - победителей конкурса, одобренный  Советом, утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.11. Утвержденные списки Учреждений - победителей конкурса направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации в срок не позднее 15 июня.

3.12. На основании представленных руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации списков Министерство образования и науки Российской Федерации издает приказ об Учреждениях – победителях, которым предоставляется государственная поддержка.

3.13. Выписка из приказа Министерства образования и науки Российской Федерации доводится до сведения Учреждений - победителей конкурса.

3.14. Учреждения - победители конкурса награждаются дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации.


 

Примерное содержание критериев конкурсного отбора и способы их измерения для общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы

Критерий: Высокое качество результатов обучения и воспитания. Максимальный балл- 10

показатели

измерители

Прямые: – количество учащихся, успешно освоивших учебные программы; – количество учащихся успешно освоивших инновационные образовательные программы.
Косвенные: – количество учащихся, победивших в различного уровня конкурсах и олимпиадах; – число учащихся, проявляющих социальную и творческую активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального характера, работе общественных и творческих организаций, в реализации социальных проектов и др.; – число учащихся, поступивших в вузы (преимущественно на бюджетные отделения).

Данные за последние три года, помещенные в информационно-аналитической Справке-приложении или аналитической части программы развития (ПР).

Критерий: Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе. Максимальный балл- 6

показатели

измерители

Прямые: – общее количество, их динамика и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательного учреждения в целом и по ступеням образования; – доля педагогов и их динамика, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования; – доля педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий.
Косвенные: – количество учащихся на персональный компьютер (оснащенность компьютерной техникой); – доля преподавателей, владеющих навыками работы на компьютере (готовность преподавателей к использованию

Данные, помещенные в аналитической части ПР, в описании концепции развития школы, в стратегических и тактических планах с указанием конкретных сроков введения в массовую практику работы разных групп учителей.
Данные о результативности освоения новых технологий могут содержаться в специально подготовленной Учреждением Справке-приложении к ПР.

Критерий: Обеспечение доступности качественного образования. Максимальный балл- 10

показатели

измерители

Прямые: – потенциальный контингент учащихся; – механизм набора и комплектования классов; – количество и причины выбывания школьников, не достигших 15 летнего возраста; – состав, полнота и разнообразие реализуемых школой образовательных программ; – соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым школой образовательным программа; – размер платы за дополнительные образовательные услуги.
Косвенные: – наличие в школе программ предшкольного образования; – наличие в школе программ предпрофильной подготовки девятиклассников: – наличие в школе программ профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе федерального базисного учебного плана 2004 года; – наличие в школе программ углубленного изучения отдельных предметов; – наличие в школе блока программ дополнительного образования; – наличие в школе программ для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке и др.; – наличие в школе разноуровневых учебных программ, индивидуальных учебных планов, различных форм освоения образовательных программ (очная, экстернат, дистанционная, домашнее обучение и др.), личностно-ориентированных педагогических технологий.

Информация, содержащаяся в Информационной справке о школе, концептуальной части программы, в конкретных планах, в Уставе общеобразовательного учреждения.

Критерий: Продуктивность реализации программы развития учреждения. Максимальный балл- 8

показатели

измерители

Показатели оценки содержания ПР:
1. Включает ли ПР меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста?
2. Планируется ли в Учреждении введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода?
3. Расширяются лив Учреждении программы дополнительного образования?
4. Переходит ли Учреждение к профильному обучению учащихся старших классов и предполагается ли проводить обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам?
5. Будут ли реализованы в школе меры по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья?
6. Будет ли в процессе реализации программы развития осуществляться переход школы к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, расширению числа источников и объема средств внебюджетного финансирования?
7. Будет ли совершенствоваться в школе система общественно-государственного управления? Какие органы общественно-государственного управления школой будут создаваться? Будет ли у них достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы?
Показатели оценки качества ПР как документа, являющегося основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения:
1. Имеется ли у Учреждения положительный опыт реализации программ развития в предыдущие годы?
2. Обосновано ли в ПР, что решаемые Учреждением проблемы являются для него актуальными?
3. Обосновано ли в ПР, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного Учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?
4. Обоснована ли в ПР перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?
5. Имеются ли в ПР четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?
6. Имеются ли у Учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства, внебюджетные средства учредителя, средства от коммерческой деятельности Учреждения, спонсорские средства – родителей, выпускников, социальных партнеров и др., целевое финансирование по грантам, проектам и др.?
7. Насколько полно Учреждение справляется с реализацией намеченных в программе планов: укладывается ли в отведенные программой сроки, в полном ли объеме реализует запланированные цели?
8. Является ли ПР тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?

Целостный текст программы развития с информационно-аналитической Справкой-приложением.

Критерий: Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада. Максимальный балл- 10

показатели

измерители

Прямые: – наличие разных органов общественного управления; – наличие единого Совета; – наличие и область полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативно-экспертные решения, право вето на решения администрации и др.); – динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений; – наличие нормативной базы по общественному самоуправлению в школе; – формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.); – наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации; – наличие раздела по демократизации управления в ПР школы.
Косвенные: – результаты работы органов общественного управления и системы в целом: решение реальных проблем общеобразовательного учреждения; улучшение материально-технических условий работы школы; финансовая и кадровая поддержка учреждения образования; количественные показатели поддержки администрацией школы различных инициатив, исходящих от учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления.

Информация в тексте Устава ОУ, в аналитической части ПР, в концепции развития школы, в разделе, описывающем организационную структуру управления реализацией ПР.

Критерий: Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся. Максимальный балл- 8

показатели

измерители

- данные мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет, или по группам здоровья школьников.

Информация, содержащаяся в аналитической части ПР или в информационно-аналитической справке-приложении

Критерий: Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению. Максимальный балл- 6

показатели

измерители

Прямые: – активность участия в жизни школы родителей, выпускников и местного сообщества; – количество жалоб на учителей и руководителей школы; – количество благодарностей и обращений за помощью к администрации школы, учителям, психологам,; – регулярность посещения родителями классных собраний, общешкольных и классных мероприятий, проводимых школой для родителей и учащихся.
Косвенные: – школа выступает в роли культурно-образовательного центра местного сообщества; – публикации о школе в СМИ; – наличие общественной организации выпускников школы; – деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности школы и др.

Данные в аналитической, концептуальной и др. частях ПР, в информационно-аналитической Справке-приложении.

Критерий: Обеспечение условий безопасности. Максимальный балл- 8

показатели

измерители

- данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в ОУ (общее количество и динамика (за последние три года) травматизма детей во время пребывания в школе; общее количество и динамика пищевых отравлений детей в школьной столовой и др.); – общее количество и динамика чрезвычайных ситуаций (пожары, нарушения систем жизнеобеспечения – отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения); – количество вынесенных предписаний со стороны органов санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда и др. за последние 3 – 5 лет; – доступность медицинской помощи в образовательном учреждении; – уровень материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде; – нормативно-правовая база безопасности образовательного пространства; – кадровое и материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ; – проведение практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях.

Данные, содержащиеся в Информационной справке, в проблемно-ориентированном анализе, в концептуальной части ПР. Дополнительная информация может содержаться в Уставе ОУ, других правоустанавливающих документах, представляемых на конкурс.

Критерий: Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. Максимальный балл- 6

показатели

измерители

- общее количество конкурсных мероприятий и т.д., в которых участвовало само образовательное учреждение, его педагоги и учащиеся; – динамика количества конкурсов за последние три года; – уровни конкурсов (муниципальный, региональный, федеральный округ, общероссийский, международный, вузовский , корпоративный и др.) и динамика изменений участия в конкурсах разного уровня; – охват участием в конкурсах педагогов и динамика за последние 3 года; – охват участием в конкурсах учащихся и динамика за последние 3 года

Данные в Информационной справке о школе, в аналитической части ПР, в Справке-приложении

Критерий: Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Максимальный балл- 10

показатели

измерители

Показатели оценки результатов: – охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в своей школе в целом (по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности); – охват учащихся, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных организаций, объединений в своей школе (по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности);
Показатели оценки условий реализации дополнительного образования: – количество программ дополнительного образования детей (в целом и по возрастным группам учащихся); – финансовая доступность для учащихся; – наличие квалифицированных преподавателей.
Показатели условий для развития дополнительного образования детей и внеурочной деятельности: – наличие программы развития системы дополнительного образования.

Данные в Информационной справке о школе, в аналитической и концептуальной частях ПР, в Справке-приложении.

Общее количество баллов- 82 


24 марта 2006 года, Москва, Кремль

 Заключительное слово на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации»

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги!

Образование – это, безусловно, один из важнейших приоритетов в деятельности государства. Предложенная недавно для реализации дополнительная, по сути, целевая программа, названная приоритетным общенациональным проектом в области образования, – не только средство для решения давно назревших, а иногда и перезревших проблем, а скорее всего, это способ еще раз сосредоточить усилия и внимание государства и общества на проблемах образования, способ побудить всех нас к поиску наиболее эффективных путей развития в этой сфере, способ придать всем нам мужества для принятия необходимых, но выверенных решений.

Сегодня мы говорили о дошкольном воспитании, школьном образовании, специальном профессиональном и высшем образовании. Рабочая группа Госсовета проделала огромную работу. Сергей Леонидович Катанандов начал заниматься этой темой еще несколько лет назад. Считаю, что сформулированные руководителями регионов предложения могут быть положены в основу плана практических действий по совершенствованию системы образования в нашей стране.

Система детских дошкольных учреждений – это отдельная, безусловно, тесно связанная проблемами демографии тема. Она требует отдельного рассмотрения, особого нашего внимания.

Школа, одна из проблем здесь – большое количество малокомплектных школ в России. Очевидно, что здесь существует несколько вопросов, на которые следует обратить внимание рабочей группы.

Первое. Содержание таких школ обходится очень дорого, а образование остается весьма на низком уровне. Вместе с тем согласен с теми, кто считает, что, решая эти сложные вопросы, мы должны руководствоваться особенностями регионов, особенностями территорий и муниципалитетов.

Практически все выступавшие говорили о необходимости применения новых методов и форм организации системы образования. Практически все без исключения выступили с предложением шире внедрять систему нормативно-подушевого финансирования  в школах.

Вместе с тем нормативно-подушевое финансирование невозможно без определения так называемой базы подушевого финансирования. Это значит, что ее нужно оценить по объективным критериям. Нужно заранее понять, что будет с этой базой происходить по мере ее внедрения в практику, с тем чтобы она не уменьшалась и не ухудшалась, с тем чтобы мы полностью исключили какие бы то ни было искушения властей по мере внедрения системы постоянно эту базу уменьшать.

Это значит, что заранее нужно определить объемы и источники финансирования муниципалитетов, регионов, конкретных учреждений, переходящих на предлагаемую рабочей группой систему финансирования школ.

Внедрение предлагаемых преобразований должно улучшать систему образования, а не ухудшать ее. Это значит, что действовать нужно очень аккуратно, постепенно расширяя базу эксперимента, расширяя его географию, прежде всего за счет тех регионов, которые хотят внедрять эту систему и которые готовы к ее внедрению.

Мы пока говорим об эксперименте, но, естественно, он должен проходить на легальной основе, а это значит, что все правовые ограничения должны быть устранены.

Наконец, последнее. Принцип бесплатности школьного образования должен быть обеспечен безусловно.

Мы много говорили о вузах и их инновационной деятельности. Это очень важная составляющая вузовского образования. Конечно, государство должно оказывать поддержку прежде всего тем высшим учебным заведениям, которые в состоянии эффективно использовать выделяемые государством на эти цели средства.

На этот год предусмотрено пять миллиардов, на следующих год – пятнадцать миллиардов рублей. И нет необходимости всуе упоминать Стабилизационный фонд Правительства. Нужно сначала освоить предлагаемые ресурсы, а государство, Правительство, Министерство образования и науки должны выработать объективные критерии оценки готовности вузов не по громким названиям и титулам, а исходя из их реальной готовности к инновационной деятельности.

От результатов по использованию предлагаемых и выделяемых ресурсов будет в значительной степени зависеть и их вузовское будущее, их реальный статус в будущем, их привлекательность для абитуриентов и уровень поддержки со стороны государства.

Сегодняшнее совещание – только этап в большой и системной работе по совершенствованию системы образования в Российской Федерации. По итогам сегодняшнего совещания будут, как обычно, сформулированы необходимые поручения Правительству. Жду от федеральных и региональных властей слаженной и эффективной работы на этом направлении.

Спасибо большое за внимание. Всего доброго.


 


 
Hosted by uCoz